Знаменитые люди Баргузинской долины. Содой- Лама

Цыден Содоев

(1846-1916 гг.) 

-  великий бурятский йогин и лама XIX века, знаменитый мастер буддийской  медитации мирового масштаба из Баргузинской долины Республики Бурятия.
Его обширные знания и глубокий опыт постижения Учения Будды - бесценное достояние в истории российского буддизма, они имеют непреходящее значение и для бурят-монгольского народа, и для всего буддийского мира.
Соодой Лама - признан мировым буддийским сообществом воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны, легендарного основоположника Махаяны, учения "Срединного Пути", переданного ему Буддой Мудрости Манджушри. Нагарджуна - автор основополагающих текстов философии мадхьямики, знаменитый бодхисаттва Махаяны и мастер Ваджраяны.
В 1983 году в столице Непала Катманду опубликован справочник  тулку - буддийских перерожденцев, где Цыдену Соодоеву как воплощению Нагарджуны посвящена статья и приводится его фотография. 
Он являлся на протяжении 7 лет настоятелем  Баргузинского дацана - IX Ширээтэ ламой, 1894-1911 гг.
Соодой Лама знал многие иностранные языки и, подобно Нагарджуне, много путешествовал. Он стал первым жителем Баргузинской долины, увидевшим ТибетМонголиюКитайИндиюНепалБутанВьетнамЯпонию и Цейлон
Рождение, детство
По воспоминаниям жителей Баргузинской долины (см.фото 2) ,передающимся из поколения в поколение, в далеком 1846 году в местности Элысун возле дома Солсогшын Соодоя вырос необыкновенный цветок, подобных которому здесь никогда не бывало. Все, кто видел его, удивлялись. Предполагают, что это был знак появления чудесного ребенка, в том же году в этой семье родился сын Цыден, как оказалось впоследствии, он стал великим йогином. 
 Мать его происходила из рода Шоно, она была дочерью человека по прозвищу Зоонын убугэн. 
С ранних лет мальчик стал предсказывать будущее. Так например, в 1860 -х гг переносили дуган  из Саган Нура в Харгану. Будучи еще совсем юнным, Цыден сказал тогда: "Не переселяйтесь в Харгану, лучше отправьтесь на северную сторону Баргузина, в этом случае всем будет польза". Но нойоны и богатые жители не послушали мальчика и приняли решение перекочевать в Харгану. Тогда Цыден сказал: "В дугане совьет гнездо птица-ангир, дуган превратиться в скотный двор". В 1923 году дацан частично разрушили, а в уцелевшем двухэтажном здании сделали столовую, где проводились праздники, позднее его забросили. В 1930-х гг здания дацанов разобрали и перевезли в Хунтэй, а там пустили на хозяйственные постройки. 
Цыден Соодоев с детства проявлял сиддхи, необычные способности. Его племянники и земляки рассказали, что "он мог переходить летом реку Баргузин, шагая по поверхности воды, как по полу, или взбираться на крутые горные склоны, легонько взлетая при этом. Под дождем он оставался сухим и т.д. Эти необычные его способности будоражили ум не только родственников, но и всех, кто его знал и с ним общался. Мальчиком же он доставлял немало хлопот и потрясений своим родителям, которых не переставал изумлять". (Портал "Родное село").
В семье Цыдена оба его дяди были буддийскими ламами. Дядя Шагжа в статусе Гэбшэ служил в Баргузинском дацане. После сокращения монашеского штата он поселился в селе, женился, стал многодетным отцом. По воспоминаниям родственников, он был очень добрым человеком, любил своих детей, и был для  всего улуса (села) Найжа Ламой (духовным отцом, духовным покровителем). Он прожил долгую счастливую жизнь, и ушел в мир иной, достигнув 96 лет. 

Другой дядя, Зоонын Хайдап, был монахом в одном из хоринских дацанов, а вернувшись на родину в 1829 году стал Ширээтэ ламой (настоятелем) Баргузинского дацана, который в то время находился возле речки Борогол, на юго-западе от Хунтэя. 

Обучение

Когда Цыдену исполнилось 7 лет, его отвезли в Баргузинский дацан к дяде Шагжа Гэбшэ, мальчик стал хувараком. Его наставником  был знаменитый баргузинский лама - Сойбон Санжи Шинтадов (Чинтадай Лама) , эксцентричный йогин и  V Ширээтэ лама Баргузинского дацана, он оставался настоятелем этого дацана 37 лет, с с  1854-1891 гг. В нем признали гэгэна - перерожденца Нимайлан ламы и воплощенияЯмантаки

Соодой Лама называл Чинтадай Ламу своим учителем и очень почитал его. Говорят, "едва завидев его, Соодой Лама бросался навстречу, чтобы помочь сойти с коня" (3). 

В 1861 году Цыден продолжил буддийское образование в Тамчинском дацане, резиденции Пандито Хамбо ламы, на факультете цанид и в 22 года получил степень Гэбшэ

Затем, с 1881 года по  по 1886 год  он обучался в Гома- дацане монастыря Балдан-Брайбун, одном из крупнейших монастырей  столицы Тибета - Лхасы. 

Цыден Соодоев прекрасно знал тибетский и монгольский языки, читал буддийские трактаты и сам писал книги. 

 Подобно Нагарджуне (фото 3), изучившему все светские науки своего времени, Цыден тоже был энциклопедически образован:  изучал не только буддийскую философию, но и политику, географию, историю, медицину, астрономию и другие науки. Он выписывал английские и французские журналы, по рассказам старожилов, они были найдены в доме Соодой-ламы после его смерти. 

Он был известнейшим лекарем (эмчи-лама) и всегда говорил, что в Баргузинской долине можно вылечить все болезни, используя силу целебных источников, разнообразие флоры и фауны, духовную силу и богатство буддийского учения. 

И сегодня Баргузинская долина славится своими целебными священными источниками - аршанами. Возле каждого можно встретить надпись на старомонгольском языке для лечения каких именно органов тела они предназначены. Как людям в древности, без современных лабораторий,  удавалось  точно определять свойства воды, остаётся загадкой. Имена людей, точно предугадавших лечебные свойства таких источников, вошли в историю медицины в Баргузинской долине. Среди них есть и имя Содой Ламы, который имел необыкновенные способности, и по неуловимым оттенкам вкуса воды мог определять её лечебный эффект. Современный лабораторный анализ проб воды подтвердил его выводы.

Ширээтэ лама Баргузинского дацана

В 1894 году Соодой Лама был утвержден настоятелем Баргузинского дацана. 

Будучи великим йогином, признанным тулку и настоятелем дацана, он жил очень скромно и просто, среди обычных небогатых людей,  носил самую простую одежду. Его всегда отличали cкромность, справедливость, терпимость, он не любил почести, чем мог, помогал бедным, лечил их, отдавал полученные им подношения тем, кто нуждался. Содой Лама пользовался огромным авторитетом и у сильных мира сего, и у бедняков. Он обладал очень сильным и проницательным взглядом, мало кто мог выдержать его взгляд. 

В народной памяти сохранилось много историй о том, как Соодой лама помогал людям самыми разными способами. 

 Принять у себя в доме ламу было большой честью. Про Соодой ламу рассказывают, что он не любил останавливаться в домах состоятельных людей, а напротив, ночевал у самых обездоленных. Как-то в Баянголе богатые жители наперебой стали приглашать его к себе на ночлег, но он выбрал дом Донтоноя Марасхая, настолько бедный, что хозяину нечем было угостить высокого Ламу. Он предложил Соодой ламе арсу - пищу бедняков. Лама ее отведал с большим удовольствием. Как-то так складывалось, что в тех семьях, в которых гостил Соодой лама, впоследствии жизнь складывалась удачно, людям сопутствовало счастье. 

 По воспоминаниям старожилов, к Соодой-ламе как-то обратилась молодая бездетная семья за благословением, молодые люди склонились перед ламой в почтительном поклоне, тогда Соодой-лама схватил свою трость и ударил их со словами: "Родите вы ребенка или нет?" Те закивали: "Да, конечно, родим". Тогда лама отпустил супругов, сказав, что их просьба удовлетворена. Дествительно, через год в молодой семье родился сын.

В 1896 году, будучи настоятелем Баргузинского дацана, Соодой лама в составе Бурятской делегации ездил в Москву на церемонию коронации царя Николая II, а также посетил столицу Российской империи - Санкт-Петербург. Говорили, что во время церемонии коронации Соодой лама не кланялся царю, а когда его после спросили, почему он так поступил, он ответил: "Гелонгу пристало склонять голову только перед Царем Дхармы (Учения Будды)".  

В ту поездку произошел еще один характерный эпизод: вся бурятская делегация ожидала появления царя Николая II возле парадных дверей. А Соодой лама обратил внимание своих коллег на то, что ждать следует у боковой двери. Никто его не послушал. Тогда Соодой лама пошел туда один. И получилось так, что царь действительно направился в зал через эту боковую дверь и его встретил только Соодой лама. Вероятно, между ними состоялся тогда какой-то непродолжительный, но важный разговор, возможно, лама сказал Николаю II что-то очень значительное. Во всяком случае, настоятель Баргузинского дацана оказался единственным представителем Бурятской делегации, которого царь наградил медалью. 

Из воспоминаний Жамсарана Сажиновича Сажинова: Однажды богатый нойон спросил у одного уважаемого ламы: "В наших краях живет лама, прозванный в народе Шалшин-гэгэн (волшеник, воплощенец), Соодоев Цыден. Обладает ли он ясновидением?" При этих словах лама вскочил с сиденья и воскликнул: "Что вы говорите?! Понимаете ли вы, что говорите?! Он является высочайшим воплощением. Я по сравнению с ним ничто!" Этот нойон потом говорил: "Оказывается, мы - невежественные, слепые люди, живем рядом с таким великим человеком,  ничего не понимаем".

Соодой лама в 1911 году сложил с себя обязанности Ширээтэ ламы, и покинул дацан с двумя или тремя учениками. Они остановаились в местности Жилинда. Тогда делегация баргузинцев из 12 человек поехала к нему с просьбой вернуться на родину. Арангын (Аранзанай) Цыден выстроил для него дом, пятистенную избу, в Гарге, где лама и поселился. 
Об этом периоде в народной памяти хранится такой эпизод: "Однажды, когда Соодой лама жил в Гарге, его конь куда-то пропал. Тогда лама отправил своих учеников ловить его, сказав: "Сейчас конь посется на западной стороне Хунтэя, пока он не перешел через Аргаду, приведите его". Ученики удивились тому, откуда лама может знать, где пасется его конь, ведь это так далеко". Вскочив на коней, они помчались к берегу Аргады, где изловив лошадь ламы привели ее хозяину. (На фото: современный вид долины реки Гарги)

 Этот и еще великое множество других подобных эпизодов из жизни великого йогина свидетельствуют о том, что он был необыкновенным человеком.  Он никогда не пророчествовал демонстративно, но между тем иногда упоминал про будущие события, делая это в разговоре, как бы между прочим. 

 Так лама сделал много предсказаний о жизни в XX веке, и все они сбылись. Он упоминал, что придут люди в кожаной одежде и начнется передел собственности, а те, кто окажутся к власти, будут называться "красными", и им удастся удержаться сто лет, а потом их идеи забудут. 

В семье Соодоя Ламы помнят, как однажды он приехал в гости к своему брату Буянто. Во время сильной грозы Буянто отправил двоих сыновей за скотом. Лама сказал ему: "Зачем в такую погоду ты послал сыновей? В них едва не попала молния, я отвел ее, и она поразила животных". После он еще добавил: "Учи сыновей в русской школе, это поможет им в будущем. И держи поменьше скота".  Младший брат легкомысленно отнесся к словам Ламы, и продолжал увеличивать поголовье скота. В 30-е гг. он был раскулачен. 

Однажды по пути в Моготуй Соодой Лама сказал, что "земля здесь вся будет засеяна пшеницей, но семья будет кормиться чужой чашкой муки". Это были странные слова, ведь в то время люди не сеяли много хлеба. А в советские годы эти земли действителя стали обширными полями, но иметь вдоволь муки  семьи тогда не могли, а хлеб уже не пекли сами, а покупали в магазине.

 Соодой Лама говорил, что на дворе не будет ни коновязи, ни дров, что придет время и на стене заговорит язык без хозяина, упоминая о том, что в быте бурят появятся автомобили, электричество и радио.

Он говорил, что в 1961 году, в год белой Мыши взлетит белый дракон, и тогда в мире появится необходимость ограничения войн. Многие гадали, что это может означать. В 1961 году стало ясно, когда был запущен первый космический корабль. Угроза атомной войны потребовала от человечества политики мирного сосуществования. 

 Соодой Лама  завещал своему народу: "власть будет меняться еще не раз, и глупо ценить золото, самое ценное - это Дхарма, Учение Будды. Он говорил также, что в погоне за модными вещами люди начнут пренебрегать старым добром, а между тем надо попытаться сохранить именно старые ремесла и умения, потому что они практичные и экологичные. Он наказывал сохранить традицию одеваться в одежду из овечьей шерсти, шить одеяла, делать кошму, медную и деревянную посуду. Просил, чтобы не забывали искать Прибежища в Трех Драгоценностях, не поддавались гневу - источнику всех бед" (2). 

Уход великого ламы

 Все факты жизни и смерти Соодой Ламы хранятся в памяти его плямянников и земляков. 

Ушел из этой жизни Соодой Лама, подобно Нагарджуне, который, судя по его биографии, написанной Кумарадживой, "затворился в уединенную комнату и исчез". 
В 1916 году , когда Соодой Ламе был 71 год, он заболел и отправился в Харгану. Там он наказал своим родственникам, чтобы в его комнату никто не входил в течение 7 дней. Напоследок он добавил: " К тому, что останется от меня пусть никто не прикасается, кроме Халхын Гэгэна, а также соберите суп и угостите людей". Халхын Гэгэну в то время было около 80 лет. Соодой лама ушел в глубокую медитацию, чтобы преобразовать свое тело, так что от него не должно было остаться ничего материального. Это одна из высших буддийских практик.
Однако наказ Соодой ламы был нарушен, по одним сведениям родственники, по-другим старший из местных лам, так или иначе, кто-то вторгся на 3-ий день в комнату к Ламе, тогда уже было видно, что тело Соодой Ламы уменьшилось до размеров ребенка. 
Несомненно то, что Соодой Лама был величайшим мастером Учения. 
По буддийским канонам прах Ламы поместили в Ступу, по-бурятски Субургу (монг.Субурган), которую воздвигли на северной стороне Хунтэя на самой высокой возвышенности северо-восточной части Куйтунов (18 км. от с.Барагхан),  вблизи места, где родился великий бурятский йогин. Оттуда открывается изумительная панорама. Для этой Ступы в Санкт-Петербурге была отлита чугунная плита в буддийском исполнении, которую доставили в Баргузинскую долину. 
Почтить память Соодой Ламы тогда  у Ступы собрался весь баргузинский народ. От Харганы до Элэсуна тянулись вереницы людей, шедших пешком и ехавших на лошадях.

Затем наступили трагические для российского буддизма 30-е годы XX века, когда в ходе проведения антирелигиозной политики, были закрыты и разрушены дацаны и ступы, а ламы и хувараки репрессированы. В те годы была разрушена и Ступа Соодой Ламы, но не полностью. Старики сохранили в памяти случай, как приехал один из сыновей сподвижника Соодой Ламы - Дабы Цыдыпова - Шойдор, он с богатырской силой поднял с земли валявшиеся тяжелые чугунные плиты, поставил их на место и уехал навсегда. Он прожил интересную и загадочную жизнь, окончил торговый институт, а затем университет восточных языков, владел 9 языками, жил в Южной Америке, затем в США (г.Филадельфия), несмотря на запрет, не терял связи с родственниками. 

Восстановить  заброшенную Ступу Соодоя Ламы смогли в 1970-е годы. Тогда на строительство Балагунского комплекса из Чичено-Ингушетии прибыла бригада строителей Х.Т.Виссингиреева, которая за сутки выстроила новый памятник. От местного колхоза был задействован только один человек - водитель водовоза Ц.-Б.Х. Эрдэнеев. 

Во многих домах баргузинских бурят на алтарях хранились тайком размноженные фотографии Соодой Ламы, итак все 70 лет гонений на религии.

 И сейчас баргузинцы верят, что незримый сильный дух Ундер Багши - Высокого Учителя вот уже 160 лет незримо присутствует в этих местах, благославляя и охраняя. Е.Гармаева: "Сквозь толщу лет идет ровный теплый свет, излучаемый взглядом нашего Высокочтимого Соодой Ламы, воплощения великого Нагарджуны, образованнейшего человека и провидца". 

Проявление Янжимы

Считается, что будучи перерожденцем Нагарджуны. Ученика Будды Мудрости Манжушури, Соодой Лама даровал Баргузинской долине лик божественной Янжимы (на санскрите - Сарасвати), супруги Манджушри.

Янжима, воплощение Мудрости и Искусства, проявилась в наше время, перед Хамбо ламой Аюшеевым, приехавшим возрождать Баргузинский дацан. 

 Самопроявившееся изображение Сарасвати, на бурятском языке Янжимы, было открыто  2 мая 2005 года возле села Ярикто Баргузинского района Пандито Хамбо ламой. Это самопроявленное изображение официальным решением Высшего совета Сангхи -Сугунды-  признано одной из пяти буддийских святынь Бурятии. Ежегодно в Баргузинской долине широко празднуют проявление Янжимы. Над камнем с самопроявленным образом богини строится Дворец Янжимы.

Там, где было найдено изображение, ранее жители села обнаружили ритуальную ца-ца - "ступу тысячи Будд", которая указывает на место пребывания бурханов. 
Считается, что ее оставил в этом месте великий сын Баргузинской долины - настоятель Баргузинского дацана. По рассказам старожилов, в месте, где проявился образ танцующей Янжимы,  в начале XX века  медитировал известный на весь мир Соодой-лама. Недалеко отсюда он родился.
По материалам сайта http://vbuddisme.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий